Игнатьева Наталия Викторовна. Персональный сайт учителя-дефектолога.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

 Цели и методы сохранения здоровья при развитии дошкольников с ОВЗ

14 апреля  2022 г. 

Здоровьесберегающие технологии. 

Целью применения здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранить физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье, сформировать необходимые знания, умения, навыки и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы оздоровления при коррекции речевых нарушений у детей:

  1. Кинезотерапия:
Гимнастика мозга Гимнастика стоп Развивающий массаж Японская методика пальцевого массажа
  1. Кинезиология
  2. Музыкотерапия
  3. Хромотерапия
  4. Имаготерапия
  5. Логоритмика
  6. Офтальмологические паузы
  7. Дыхательная гимнастика
  8. Артикуляционная гимнастика
  9. Пальчиковая гимнастика
  10. Релаксационные упражнения
  11. Массаж  и  самомассаж
  12. Волшебные палочки
  13. Физкультминутки

А теперь более подробно о каждом методе.

  1. Кинезотерапия

К кинезотерапии относятся пассивная и активная гимнастика, дыхательные упражнения, работа с рукой.  В нее входят: гимнастика мозга, гимнастика стоп, развивающий массаж и японская методика пальцевого массажа.

Гимнастика мозга.

Это простые движения и упражнения, которые помогают усиливать умственные способности. Она способствует появлению дополнительной энергии, необходимой в учебе и интеллектуальных занятиях детей. Заниматься нужно по 5-7 минут. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, что перспективно и в плане обучения детей навыкам правильной речи.

Гимнастика мозга направлена на решение следующих задач:

- Развитие навыков чтения.

- Навыков мышления.

- Навыков письма: данные упражнения способствуют коррекции дисграфии,

  улучшению письма, активизации руки.

- Навыков самосознания

- Навыков учения

- Навыков в математике, улучшение счета.

- Развитие навыков координации: данные упражнения помогают использовать оба полушария

  гармонично и делать их перекрестную работу лучше.

- Навыков расслабления: данные упражнения предназначены для расслабления мышц 

  туловища, плеч, рук, ног, глаз, голосовых связок.

- Растягивание мышц тела: эти упражнения помогают лучше удерживать вертикальную позу и

  не сутулиться при движениях вперед. Каждый раз, когда дети чувствуют, что не могут

  держать спину прямо или не могут выразить то, что знают, прибегаем к растягивающим  

  упражнениям.

- Повышение энергии тела

- Развитие позитивного отношения: данные упражнения поднимают дух, когда мы чувствуем

  себя печальными или сердитыми.

- «Перекрестные шаги»: прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая

рука и наоборот.

- «Ленивые восьмерки»: рисуем восьмерку правой рукой, затем левой рукой.

  - «Двойной рисунок»: взять карандаш и в левую руку и в правую и нарисовать любой рисунок  

обеими руками.

Гимнастика стоп.

Гимнастика стоп - это упражнения для снятия напряжения с мышц. Детей учат снимать напряжение со ступней ног с помощью веселых упражнений

- Слепки ступней: их можно сделать на песке, глине.

- Угадай, чей след: хождение по рулону бумаги (мокрыми, окрашенными в слабом  

растворе зеленки ногами.

- Собери листья: нужно собрать с пола пальцами ног листья, сделанные из бумаги, тонкого  

пенопласта.

- Напиши имя: зажать между большим и вторым пальцами ноги карандаш и попытаться  

оставить автограф.

- Нарисуй... .(огурец) - тем же зажатым в ступне карандашом рисовать любую из  

предложенных фигур.

Развивающий массаж.

- Развивающий массаж -  помогает улучшить функции рецепторов; усиливаются связи коры  

головного мозга с мышцами и сосудами

- Самомассаж кистей и пальцев рук.

- Массаж стоп.

- Массаж ушных раковин.

Японская методика пальцевого массажа

- Массаж пальцев.

- Массаж грецкими орехами, карандашами.

- Массаж чётками.

  1. Кинезиология

Это наука о развитии головного мозга через движение, наука, изучающая движение во всех направлениях.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения улучшают память и внимание, формируют пространственные представления. Все занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Например: «Ладонь - кулак - ребро», «Снеговик», «Рожицы».

Например: постучать каждым пальцем правой ( левой)  руки под счет: 1, 1-2, 1-2-3

  1. Музыкотерапия

Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии могут: замедлять пульс, увеличивать силу сердечных сокращений, способствовать расширению сосудов, облегчать установлению контакта между людьми,

улучшать обмен веществ, стимулировать пищеварение, стимулировать дыхание и кровообращение,

усиливать внимание. Музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, а так же от инструмента, на котором исполняется.

Например: игра на флейте влияет на кровообращение.

В дошкольном возрасте эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр, музыкальной релаксации для устранения двигательных и речевых расстройств. Виды музыкотерапии:

- Прослушивание музыкальных произведений.

- Пение песен

- Ритмические движения под музыку

- Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика под музыку.

  1. Хромотерапия

Вы обращали внимание на то, что помещение детского сада соответствует цветовой гамме, способствующей терапевтическому воздействию на организм ребенка.

- Синий цвет: успокаивает, расслабляет, уменьшает головную боль, стимулирует умственную

деятельность.

- Голубой цвет: оказывает тормозящее действие.

- Фиолетовый цвет: снижает настроение, угнетает психические и физиологические процессы.

- Зеленый цвет: создает хорошее настроение, успокаивает, повышает защитные силы

организма, стимулирует зрение, оказывает благотворное влияние на соматически

ослабленных детей; лечение воспалений.

- Красный цвет: активизирует, тонизирует, повышает физическую работоспособность,

стимулирует психические процессы.

- Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативное действие.

  1. Имаготерапия

 Эта методика основана на театрализации психотерапевтического процесса.

Куклотерапия - это этюды, игры, моделирование ситуации. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции и лечит от заикания. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, опорой в публичном выступлении.

Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки. Используется чтение или рассказ сказки, ее обсуждение; можно нарисовать рисунок из сказки; драматизация отрывка сказки, то есть проигрывание сказки в ролях.

Драматическая психоэлевация позволяет избавить ребенка от страхов, агрессии, гиперактивности, замкнутости. Этот метод основан на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.

  1. Логоритмика

В нашем детском саду в логопедических группах логоритмика проводится уже больше 10 лет совместно с музыкальным руководителем. Большинство занятий построены в форме спектаклей, сказок. Это создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу, развивает познавательный интерес, внимание и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, двигательной сферы, творческих способностей.

В логоритмические занятия включаются следующие компоненты:

- логопедическая гимнастика для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата,

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков,

- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук и развития речи,

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям  

детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга,

- упражнения на развитие дыхания, вокально-артикуляционные упражнения для развития  

певческих данных и дыхания,

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности  

речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга,

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в  

пространстве;

- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и  

ассоциативно-образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,

эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного

самоощущения,

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. 

  1. Офтальмологические паузы.

Один из приемов оздоровления детей, проводятся в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения – офтальмологические паузы.

Они благотворно влияют на работоспособность, как зрительного анализатора, так и всего организма. Их можно включать как в обычные занятия, так и в режимные моменты. Особенно нравятся детям проведение таких пауз в виде игровых моментов со стихотворным сопровождением.

Например: Дождик, дождик пуще лей (глазами вверх)

Капель, капель не жалей (глазами вниз)

Только нас не замочи (круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи (моргание глазами)

  1. Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют выработке правильного речевого дыхания  с удлиненным  постепенным выдохом. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Например: дуем в стаканчики с водой через трубочку сильно и слабо.

  1. Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, неба. Артикуляционная гимнастика показана детям от 2 лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность: от простого к сложному: начинать с губ.

Проводить артикуляционную гимнастику лучше эмоционально в игровой форме.Особое внимание необходимо уделять качеству выполнения движений.

Например: упражнения для языка: заборчик-дудочка.

  1. Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речевой деятельности и формировании предметно-практической деятельности.

В процессе выполнения различных упражнений кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем облегчит приобретение навыка письма.

Большую роль как для развития моторки, так и для развития речи, коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ имеет использование речевых физкультминуток с пальчиковой гимнастикой. Проговаривание стихов одновременно с движениями: делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, способствуют развитию слухового восприятия,  служит прекрасным средством для переключения детей и отдыха.

  1. Релаксационные упражнения

Опыт показывает, что в результате регулярного выполнения релаксационных упражнений дети становятся более спокойными, уравновешенными, а также это позволяет детям лучше понять свои чувства. В результате ребенок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия, данные упражнения позволяют овладеть навыками саморегуляции. У многих детей налаживается сон.

  1. Массаж и самомассаж.

В  работе учителя – логопеда  необходимо широко использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех органов и систем.

Например: самомассаж рук с помощью мячика

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка

  1. Волшебные палочки

Для развития пальцев рук мы используем в работе волшебные палочки. Это также способствует закреплению словаря детей: мы выкладываем из палочек то, что проходим по обобщающим понятиям (выкладываем диких животных, посуду, овощи, фрукты, и т.д.)

  1. Физкультминутки

Большую роль, как для развития моторики, так и для развития речи, коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями имеет использование речевых физкультминуток. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующие лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают на занятиях по развитию звуковой культуры речи и обучению грамоте.

Таким образом, применяя все перечисленные методы физического и психического развития детей, мы помогаем детям с различными нарушениями овладеть умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности.

Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет сегодняшнее развитие  каждого ребенка  в отношении завтрашнего дня.

8 апреля 2018 в 17:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.