Игнатьева Наталия Викторовна. Персональный сайт учителя-дефектолога.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.Цели и методы сохранения здоровья при развитии дошкольников с ОВЗ 14 апреля 2022 г. Здоровьесберегающие технологии. Целью применения здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранить физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье, сформировать необходимые знания, умения, навыки и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Методы оздоровления при коррекции речевых нарушений у детей:
А теперь более подробно о каждом методе.
К кинезотерапии относятся пассивная и активная гимнастика, дыхательные упражнения, работа с рукой. В нее входят: гимнастика мозга, гимнастика стоп, развивающий массаж и японская методика пальцевого массажа. Гимнастика мозга. Это простые движения и упражнения, которые помогают усиливать умственные способности. Она способствует появлению дополнительной энергии, необходимой в учебе и интеллектуальных занятиях детей. Заниматься нужно по 5-7 минут. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, что перспективно и в плане обучения детей навыкам правильной речи. Гимнастика мозга направлена на решение следующих задач: - Развитие навыков чтения. - Навыков мышления. - Навыков письма: данные упражнения способствуют коррекции дисграфии, улучшению письма, активизации руки. - Навыков самосознания - Навыков учения - Навыков в математике, улучшение счета. - Развитие навыков координации: данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их перекрестную работу лучше. - Навыков расслабления: данные упражнения предназначены для расслабления мышц туловища, плеч, рук, ног, глаз, голосовых связок. - Растягивание мышц тела: эти упражнения помогают лучше удерживать вертикальную позу и не сутулиться при движениях вперед. Каждый раз, когда дети чувствуют, что не могут держать спину прямо или не могут выразить то, что знают, прибегаем к растягивающим упражнениям. - Повышение энергии тела - Развитие позитивного отношения: данные упражнения поднимают дух, когда мы чувствуем себя печальными или сердитыми. - «Перекрестные шаги»: прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука и наоборот. - «Ленивые восьмерки»: рисуем восьмерку правой рукой, затем левой рукой. - «Двойной рисунок»: взять карандаш и в левую руку и в правую и нарисовать любой рисунок обеими руками. Гимнастика стоп. Гимнастика стоп - это упражнения для снятия напряжения с мышц. Детей учат снимать напряжение со ступней ног с помощью веселых упражнений - Слепки ступней: их можно сделать на песке, глине. - Угадай, чей след: хождение по рулону бумаги (мокрыми, окрашенными в слабом растворе зеленки ногами. - Собери листья: нужно собрать с пола пальцами ног листья, сделанные из бумаги, тонкого пенопласта. - Напиши имя: зажать между большим и вторым пальцами ноги карандаш и попытаться оставить автограф. - Нарисуй... .(огурец) - тем же зажатым в ступне карандашом рисовать любую из предложенных фигур. Развивающий массаж. - Развивающий массаж - помогает улучшить функции рецепторов; усиливаются связи коры головного мозга с мышцами и сосудами - Самомассаж кистей и пальцев рук. - Массаж стоп. - Массаж ушных раковин. Японская методика пальцевого массажа - Массаж пальцев. - Массаж грецкими орехами, карандашами. - Массаж чётками.
Это наука о развитии головного мозга через движение, наука, изучающая движение во всех направлениях. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Кинезиологические упражнения улучшают память и внимание, формируют пространственные представления. Все занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Например: «Ладонь - кулак - ребро», «Снеговик», «Рожицы». Например: постучать каждым пальцем правой ( левой) руки под счет: 1, 1-2, 1-2-3
Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии могут: замедлять пульс, увеличивать силу сердечных сокращений, способствовать расширению сосудов, облегчать установлению контакта между людьми, улучшать обмен веществ, стимулировать пищеварение, стимулировать дыхание и кровообращение, усиливать внимание. Музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, а так же от инструмента, на котором исполняется. Например: игра на флейте влияет на кровообращение. В дошкольном возрасте эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр, музыкальной релаксации для устранения двигательных и речевых расстройств. Виды музыкотерапии: - Прослушивание музыкальных произведений. - Пение песен - Ритмические движения под музыку - Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика под музыку.
Вы обращали внимание на то, что помещение детского сада соответствует цветовой гамме, способствующей терапевтическому воздействию на организм ребенка. - Синий цвет: успокаивает, расслабляет, уменьшает головную боль, стимулирует умственную деятельность. - Голубой цвет: оказывает тормозящее действие. - Фиолетовый цвет: снижает настроение, угнетает психические и физиологические процессы. - Зеленый цвет: создает хорошее настроение, успокаивает, повышает защитные силы организма, стимулирует зрение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей; лечение воспалений. - Красный цвет: активизирует, тонизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы. - Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативное действие.
Эта методика основана на театрализации психотерапевтического процесса. Куклотерапия - это этюды, игры, моделирование ситуации. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции и лечит от заикания. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, опорой в публичном выступлении. Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки. Используется чтение или рассказ сказки, ее обсуждение; можно нарисовать рисунок из сказки; драматизация отрывка сказки, то есть проигрывание сказки в ролях. Драматическая психоэлевация позволяет избавить ребенка от страхов, агрессии, гиперактивности, замкнутости. Этот метод основан на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.
В нашем детском саду в логопедических группах логоритмика проводится уже больше 10 лет совместно с музыкальным руководителем. Большинство занятий построены в форме спектаклей, сказок. Это создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу, развивает познавательный интерес, внимание и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, двигательной сферы, творческих способностей. В логоритмические занятия включаются следующие компоненты: - логопедическая гимнастика для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, - чистоговорки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, - пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук и развития речи, - упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга, - упражнения на развитие дыхания, вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга, - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения, - упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Один из приемов оздоровления детей, проводятся в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения – офтальмологические паузы. Они благотворно влияют на работоспособность, как зрительного анализатора, так и всего организма. Их можно включать как в обычные занятия, так и в режимные моменты. Особенно нравятся детям проведение таких пауз в виде игровых моментов со стихотворным сопровождением. Например: Дождик, дождик пуще лей (глазами вверх) Капель, капель не жалей (глазами вниз) Только нас не замочи (круговые движения глазами) Зря в окошко не стучи (моргание глазами)
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют выработке правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Например: дуем в стаканчики с водой через трубочку сильно и слабо.
Это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, неба. Артикуляционная гимнастика показана детям от 2 лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность: от простого к сложному: начинать с губ. Проводить артикуляционную гимнастику лучше эмоционально в игровой форме.Особое внимание необходимо уделять качеству выполнения движений. Например: упражнения для языка: заборчик-дудочка.
Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речевой деятельности и формировании предметно-практической деятельности. В процессе выполнения различных упражнений кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем облегчит приобретение навыка письма. Большую роль как для развития моторки, так и для развития речи, коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ имеет использование речевых физкультминуток с пальчиковой гимнастикой. Проговаривание стихов одновременно с движениями: делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, способствуют развитию слухового восприятия, служит прекрасным средством для переключения детей и отдыха.
Опыт показывает, что в результате регулярного выполнения релаксационных упражнений дети становятся более спокойными, уравновешенными, а также это позволяет детям лучше понять свои чувства. В результате ребенок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия, данные упражнения позволяют овладеть навыками саморегуляции. У многих детей налаживается сон.
В работе учителя – логопеда необходимо широко использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех органов и систем. Например: самомассаж рук с помощью мячика Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
Для развития пальцев рук мы используем в работе волшебные палочки. Это также способствует закреплению словаря детей: мы выкладываем из палочек то, что проходим по обобщающим понятиям (выкладываем диких животных, посуду, овощи, фрукты, и т.д.)
Большую роль, как для развития моторики, так и для развития речи, коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями имеет использование речевых физкультминуток. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующие лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают на занятиях по развитию звуковой культуры речи и обучению грамоте. Таким образом, применяя все перечисленные методы физического и психического развития детей, мы помогаем детям с различными нарушениями овладеть умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности. Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет сегодняшнее развитие каждого ребенка в отношении завтрашнего дня. 8 апреля 2018 в 17:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.